Развитие здравоохранения до 2025 года

Развитие здравоохранения до 2025 года

Указом Президента РФ № 254 от 06.06.2019 года утверждена Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, которая является документом стратегического планирования, разработанным в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, включающим в себя оценку состояния национальной безопасности в этой сфере, определяющим цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения в Российской Федерации, а также основные этапы, ожидаемые результаты и механизмы реализации Стратегии. Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в сфере охраны здоровья граждан.

Состояние национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан

С 2012 по 2017 год:

  1. ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла на 2,5 года и составила 72,7 года;
  2. показатель общей смертности снизился с 13,3 до 12,4 случая на 1 тыс. человек, смертности лиц трудоспособного возраста -на 15,8 процента (до 484,5 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста), младенческой смертности — на 35 процентов (до 5,6 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми), материнской смертности -на 23,5 процента (до 8,8 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми), число абортов — на 26,7 процента;
  3. уровень профессиональных заболеваний снизился на 23,4 процента (до 1,31 случая на 10 тыс. работников), однако при этом своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний при проведении периодических медицинских осмотров остается низким из-за дефицита врачей-профпатологов, недостаточного спектра функциональных и лабораторных исследований. Отмечается недостаточная заинтересованность работодателей в сохранении здоровья работников, в том числе в прохождении ими профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
  4. число граждан, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь, увеличилось в 2,3 раза и составило 1047,9 тыс. человек, что свидетельствует о повышении ее доступности для населения;
  5. число граждан, получивших санаторно-курортное лечение, увеличилось в 1,3 раза;
  6. число реабилитационных коек увеличилось в 1,7 раза, число больных, прошедших реабилитацию, — в 2 раза, однако это не обеспечивает в полной мере потребности пациентов в реабилитации (в 2017 году из 26 463,5 тыс. случаев лечения медицинская реабилитация проведена только в 409,6 тыс. случаев (1,5 процента);
  7. осуществление государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств, государственного контроля за обращением медицинских изделий позволило снизить количество фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств почти в 2 раза (до 0,4 процента);
  8. расходы граждан на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий выросли с 713,3 млрд, рублей до 1254,1 млрд, рублей, из них на приобретение лекарственных препаратов — с 598,1 млрд, рублей до 1027,2 млрд, рублей;
  9. количество заболеваний системы кровообращения выросло на 20,4 процента, число больных со злокачественными новообразованиями -на 14,5 процента, что на фоне снижения смертности от этих заболеваний свидетельствует о росте обращения граждан в медицинские организации;
  10. число лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, выросло и составило 808,8 тыс. человек;
  11. уровень заболеваемости сахарным диабетом увеличился на 23 процента. Отмечается распространенность других алиментарнозависимых заболеваний, в том числе ожирения. В рационе питания взрослого населения ряда субъектов Российской Федерации наблюдается дефицит витаминов и микроэлементов;
  12. объем платных медицинских услуг вырос в 1,9 раза и составил 626,6 млрд, рублей (доля платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг выросла с 16 до 20 процентов).

Уровень удовлетворенности граждан качеством медицинской помощи в 2017 году составил 39,9 процента.

Расходы на оказание медицинской помощи в субъектах Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи увеличились с 2012 по 2017 год на 45,4 процента. Вместе с тем имеются несбалансированность и дефицит финансирования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Отмечается формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении.

Отмечается медленное развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Негативным фактором, сдерживающим развитие санаторно-курортного комплекса, является неудовлетворительное состояние его материально-технической базы.

Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются:

  1. высокий уровень распространенности неинфекционных заболеваний — сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных, нейродегенеративных и других;
  2. отток высококвалифицированных медицинских работников из государственных медицинских организаций;
  3. достаточно высокий уровень распространенности наркомании и алкоголизма, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, увеличение количества случаев травматизма и отравлений;
  4. распространение антимикробной резистентности;
  5. рост эпидемиологической значимости условно-патогенных микроорганизмов, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
  6. риск осложнения эпидемиологической ситуации на фоне неблагополучной ситуации в иностранных государствах по ряду новых и опасных инфекционных заболеваний;
  7. риск возникновения новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций, преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров;
  8. риск противоправного использования биологических и иных смежных технологий, осуществления опасной техногенной деятельности (в том числе с использованием генно-инженерных технологий), а также биологического терроризма.

Наиболее значимыми вызовами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются:

  1. старение населения (увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста);
  2. неудовлетворенность граждан доступностью и качеством медицинской помощи;
  3. замещение бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, медицинскими услугами, предоставляемыми на платной основе, что влечет за собой нарастание социальной напряженности в обществе;
  4. рост числа детей-инвалидов.

Реализация Стратегии осуществляется в два этапа в соответствии с этапами развития экономики и бюджетной системы Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливаются показатели, отражающие ход и основные результаты реализации Стратегии.

На первом этапе реализации настоящей Стратегии (2019 — 2020 годы):

  1. создаются правовые, организационные и финансовые механизмы, обеспечивающие устойчивое функционирование системы здравоохранения;
  2. начинается реализация национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», принимаются необходимые решения в области укрепления общественного здоровья, профилактики заболеваний;
  3. развивается система биологической безопасности и предотвращения распространения инфекционных заболеваний;
  4. формируется целостная система подготовки и привлечения кадров для системы здравоохранения;
  5. создаются условия, необходимые для дополнительного финансирования и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения.

На втором этапе реализации настоящей Стратегии (2021 — 2025 годы):

  1. формируются новые, в том числе организационные и управленческие, решения, направленные на устойчивое развитие системы здравоохранения, сохранение здоровья населения и повышение качества медицинской помощи;
  2. реализуются меры, направленные на создание и внедрение в медицинскую практику новых технологий и услуг, отвечающих современному развитию медицинской науки;
  3. совершенствуются механизмы лекарственного обеспечения граждан;
  4. развиваются механизмы финансирования медицинской помощи, в том числе в рамках обязательного медицинского страхования.

Реализация Стратегии возможна при отсутствии рисков изменения макроэкономической ситуации и возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных реализацией биологических угроз или угроз социального характера, а также при сохранении уровня финансирования системы здравоохранения.