Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обжалование результатов МСЭ в главное бюро
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах в главное бюро МСЭ в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Обжалование результатов МСЭ в Федеральное бюро МСЭ
Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро МСЭ на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Обжалование результатов МСЭ в суд
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судебная практика обжалования решений МСЭ
01.04.2009 г. решением филиала № 17 ФГУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Б. была установлена третья группа инвалидности бессрочно. Б. обратилась в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда России, просила назначить медико-социальную экспертизу и обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда России назначить вторую группу инвалидности, в связи с ухудшением ее состояния здоровья, нуждается в постоянном постороннем уходе и помощи. Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 09.03.2017 года указанное исковое заявление оставлено без рассмотрения, в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
В частной жалобе поставлен вопрос об отмене определения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию, в пределах доводов жалобы, коллегия Тамбовского Областного суда определением от 22.05.2017 года № 33-1881/2017 отменила определение по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, оставляя заявление без рассмотрения руководствовался положениями статьи ст. 12 Федерального закона N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г., в соответствии с которой признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьи 8 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. (с изменениями), из содержания которой следует, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 32 того же Закона споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Пункт 46 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 (с изменениями и дополнениями) и определяющих в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет порядок и условия признания лица инвалидом, решение бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что с 2009 г. по настоящее время Б. не обращалась в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда России по вопросу освидетельствования в связи с изменением состояния здоровья. Истец и ее представитель не видят в этом необходимости, поскольку Б. неоднократно обращалась и устно ей было отказано, поэтому она предъявила иск в суд. По мнению заявителя, суд должен назначить экспертизу и обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда России установить 2 группу инвалидности.
Учитывая, что в силу прямых указаний Закона, суд не является органом, который устанавливает группу инвалидности, а гражданин может обжаловать в суд решение бюро, главного бюро, Федерального бюро по вопросам установления инвалидности, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования Б. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда России не разрешены в досудебном порядке, в связи с чем, дело подлежит оставлению без рассмотрения.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 2 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
В определении суда не приведены положения закона или договора сторон, предусматривающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, а поэтому признать определение законным нельзя оно подлежит отмене.